Социальные взаимоотношения внутри рейда: что — норма, а что — обречено на провал?

Выход нового аддона — лучшее время для новых знакомств внутри игры: поиск товарищей для прохождения 5-ппл инстов(в перспективе-ключей); поиск рейдового статика; торговля на аукционе и вне его, потому что аукцион лагает; выполнение локалок вместе с согильдейцами; гринд мобов для выбивание BoE и маунтов; совместный крафт расходников для подготовки к выходу рейда; прокачивание альтов — всё это подталкивает людей к общению друг с другом и укреплению связей внутри игры.

Но не всё так гладко в мире WoW, уже сейчас между людьми возникают конфликты и ссоры: одного не подождала его группа в 5-ппл мифик, другого обидел согильдеец, у третьего запара на работе и поэтому он только сейчас докачал мейна.

Сегодня я подниму вопрос о том, как отличить безопасное общение между игроками от «вредного». А ещё я предложу несколько вариантов реакции влиятельных людей на «вредное» общение. Заранее предупрежу — я буду использовать наиболее общие факты. На 1000 правил есть 10000 исключений, но миллионы людей живут по правилам и лишь минимальный процент людей подпадает под «исключения».

Итак.

Под «вредным» общением я подразумеваю коммуникацию, результатом которой является неоднократно повторяющийся негативный осадок от произошедшего и, что самое главное, она может привести к распаду всего коллектива или откалыванию от него ключевых игроков.

Безопасное же общение между людьми не мешает развиваться коллективу (если он вообще развивается).

При вступлении в коллектив(гильдию, группу, рейд) человек часто даже не задумывается: а к кому я попал? Как они организованы? Максимум, человека интересует прогресс(для гильдий/рейдов) и индивидуальный опыт(для групп) его новых товарищей.

Состоявшие хотя бы полгода в гильдейских статиках игроки наверняка и, наверное, неоднократно, присутствовали при конфликтах и ссорах прямо во время рейда. И если у ряда статиков общение напоминает эти самые ссоры и конфликты (там мат и оскорбления через слово, но для таких статиков это является нормой), то у большинства гильдий это является игнорируемой проблемой. В лучшем случае руководство скажет: «просто он такой человек», «кто знал, что он так поступит», а зачастую — просто проигнорирует эту проблему.

Таким образом в статике увеличивается текучка рейдеров, прогресс — замораживается или даже откатывается назад и гильдия оказывается на грани роспуска. Что, зачастую, и происходит.

Как же, во-первых, заранее понять, что дела в коллективе плохи, а, во-вторых, как можно (и можно ли?) что-либо поменять?

Для ответа на этот вопрос давайте углубимся в социологию (я обычно всё рассказываю по-простому, поэтому не пугайтесь некоторых непонятных терминов). Социология у нас будет на примере WoW, но она ни капли не меняется и в реальной жизни, поэтому аналоги подобных событий в реальности никак не меняют свои азы.

Социология на примере WoW.

Надо сказать, Blizzard не дураки. При устройстве внутриигровой системы взаимодействия между игроками, они активно используют азы социологии. Следите за цифрами: люди склонны объединяться в группы от 2 до 5 человек либо играть в одиночку. Для убийства более сложных противников нужно несколько таких групп, но уже после сбора 20-30 человек в одной большой группе координация и управление ею становятся весьма сложными. Таким образом, давайте будем использовать в дальнейшем 4 термина:

Мини-группа — группа в 2-3 человека.

Группа — группа из 3-9 человек

Мини-рейд — группа, несколько мини-групп и/или одиночек, в сумме 10-15 человек.

Рейд — мини-рейд, несколько групп, мини-групп и/или одиночек, в сумме 16-30 человек.

Да, есть ещё и более крупные, скажем так, кроссерверные «организации», но мы здесь говорим о более известных широкой публике «статиках».

На основе простейшего изучения людей мы можем легко вывести основные интересы каждого участвующего в коммуникации игрока.

Интересы каждого игрока.

Самой малой и самой важной единицей в социальной группе является игрок. по сути, любой человек, играющий в WoW, является игроком-одиночкой. Но из-за потребности человека в коммуникации, игрок-одиночка может рассматриваться и как участник группы людей (об этом — дальше).

Игрок-одиночка хочет:

— сделать своего персонажа круче;

— признания;

— общаться в приятной и знакомой ему атмосфере;

Лут сейчас персональный, поэтому игрок своё получит. Конечно, ради очередного «крутого» звания, возможно, надо будет попотеть, но этот момент нас не касается

Большую часть необходимого признания игрок получает от самой игры — достижения, звания и награды сыплются рекой. Остальное признание он рассчитывает получить, вступая в группы (например, в рейдовый статик).

Общаться в приятной и знакомой ему атмосфере — ну, тут всё понятно, каждый себе представил свою, ламповую картину такой атмосферы. Стоп. Ещё раз. Каждый. Себе. Представил. Понимаете? У каждого своё представление о приятной и знакомой ему атмосфере. Отсюда и берут начало конфликты между людьми. Продолжим эту тему чуть позже.

Мини-группа хочет:

— удовлетворения любых интересов каждого участника;

— быть частью бОльшей группы с приятной или, хотя бы, нетоксичной атмосферой.

Мини-группа может быть одной из двух: либо это пара, играющая вместе (муж и жена, парень и девушка — не важно), либо это группка из 2-3 друзей, которые играют, чаще всего, только вместе. Обе эти группы стремятся к совместному участию во всём и отстаивают интересы других участников своей мини-группы.

Классический пример: жену не берут в рейд, но берут мужа. В итоге оба ливают с гильдии.

Ещё пример: друзяшки хотят рейдить вместе, поэтому один другого перетягивает из «слабой» гильдии в более «сильную».

Ипостасей может быть множество, я привёл лишь два наиболее частых примера в игре. У меня тоже есть такой «друзяшка» 🙂

Группа хочет:

— достичь поставленной группой цели;

— сохранить целостность.

Группа уже имеет не размытую цель «вместе играть»/»вместе рейдить», а конкретную — например, вместе проходить высокие эпохальные ключи. Каждый участник группы знаком с другим, их объединяют какие-то общие ценности: отношение к игре, отношение к другим людям; общие интересы в игре или вне её. В этой группе есть формальный лидер и мини-лидеры (лидеры/участники мини-групп). Иначе говоря, группа состоит из 1 или нескольких мини-групп и/или игроков-одиночек.

Например, группой являются несколько людей-старичков рейдерского состава казуальной/полухардкорной гильдии. Зачастую они — офицеры или просто способны оказать неформальное влияние на происходящее в гильдии.

Группой является устоявшаяся «пятерка», каждую неделю проходящая вместе 5-ппл подземки и ключи.

Группа — 5 человек, которых вместе собрало лфг для прохождения 5-ппл подземки.

Мини-рейд хочет:

— достичь поставленной мини-рейдом цели;

— посредственно удовлетворить интересы участников;

— сохранить атмосферу;

— вырасти до размеров рейда.

Мини-рейд — это рейд в ранней стадии. Формальные лидеры ещё не осознают своей власти(а также обязанностей), участники сохраняют индивидуальность, а столкновения групп с разными ценностями не могут достигнуть масштабов Санта-Барбары. Мини-рейды казуальны в своей природе и их это устраивает. С течением времени они могут вырасти до рейдов, либо же остаться такими же ламповыми.

Мини-рейдом является любой состав людей, неоднократно собирающийся для освоения какого-либо нехардкорного контента (например, нормала/героика актуального контента). Они частенько добирают людей в рейд, потому что они не могут (им это не нужно) собираться все вместе в назначенное время. Они не интересуются мифическим режимом, потому что для него нужно слишком много времени.

Мини-рейдом также является «костяк» рейда — люди одной или пары идейных взглядов, организующие всех остальных: одиночек, мини-группы и группы.

Рейд хочет:

— достичь поставленной «костяком», рейд-лидером цели;

— посредственно удовлетворить интересы участников по формализованной системе;

— удовлетворить интересы руководящей группы;

— уменьшить текучку игроков.

Рейд является наиболее развитой и адаптивной группой из всех перечисленных ранее. Суть рейда: хорошо организованный мини-рейд («костяк»)+несколько групп и/или мини-групп и/или одиночек. В рейде есть учредитель — рейдлидер (иногда это разные люди), есть «офицерский состав», разделяющий идеологию учредителя/рейдлидера, есть другие группы и мини-группы и есть игроки одиночки.

Обращу внимание: дело не в количественном, а в качественном подходе к организации рейда. Мини-рейд может собраться и в 25 человек, но в нём всё равно останутся рандомы — без «костяка» такой большой состав разбежится также быстро, как и собрался. Рейдом является любая гильдия, у которой в 9 мифических рейдах из 10 нет проблем с количественным составом (т.е. они, условно, каждое рт стабильно собираются и огребают от боссов в мифике). Критерий взят «из головы», поэтому не придирайтесь, я всего лишь хочу дифференцировать рейд от тех ещё неразвившихся мини-рейдов, которые каждое рт берут к себе пугов.

Что ненормально для коллектива.

Каждый состав неоднороден — конфликты могут возникать между любыми людьми, и то мы не говорим о внутренних конфликтах каждого человека. Мне представляется нормальной коммуникация внутри рейда, когда никто не выясняет отношения и все заняты интересным для них делом — экспедициями, 5-ппл инстами, убиением рейдовых боссов. И да, это освоение могут делать как казуалы, так и хардкорщики — это зависит от навыка игры участников. Суть — концентрация на деле.

Всё остальное является ненормальным. Наиболее частые примеры:

1. В коллективе официальный лидер(рл) отказывается вмешиваться в конфликты и поддерживать правила поведения, из-за чего многие управленческие решения основываются на том, что проще делать некоему плаксивому игроку(или игрокам). Во время рт то и дело происходит какая-то Санта-Барбара.

2. В коллективе официальный лидер отказывается признавать собственные ошибки и винит в них других — методом перехода на личности, гнобления, массовых беспорядочных оскорблений и устрашений. Всё это происходит циклично, пока вокруг него не накапливаются люди, которые способны терпеть такое поведение годами.

3. В коллективе официальный лидер отказывается заниматься организационными делами. В результате людей постоянно не хватает.

4. В коллективе есть минимум 2 лидера, которые постоянно тянут одеяло на себя, из-за чего сборы рейда и подбор тактики происходит по полтора часа прямо во время рт.

А теперь пофантазируем.

Фантазия №1. В группе есть 2 мини-группы по 3 человека и 1 одиночка. В мини-группе №1 принято общаться вежливо и учтиво, все проблемы решать сразу же. В мини-группе №2 принято общаться матом и тайно между собой говорить гадости про других (сплетничать). Лидером группы является человек из первой мини-группы, и он делает замечания участникам мини-группы «матершинников». Что ждет эту группу в будущем? Что будет с одиночкой?

Фантазия №2. Две гильдии, в которых остались лишь «костяки» (т.е. 2 мини-рейда) решили собраться в один мощный статик. Что ждёт их в будущем?

Фантазия №3. В рейде есть «костяк», несколько мини-групп и игроков-одиночек. Недавно к ним присоединилась группа, являющаяся остатками распущенного рейда (один из участников группы — бывший рл). Что произойдёт с этой группой в ближайшие полгода?

Вопрос на засыпку: почему в вашем статике текучка кадров?

Мои ответы на поставленные в фантазиях вопросы.

Фантазия №1. Я думаю, группу ждет распад: налицо две разные идеологии(воззрения на жизнь) у мини-групп. Каждая мини-группа останется при своём, среди обеих мини-групп нет ни хороших, ни плохих — просто они не могут функционировать в рамках единой группы. Судьба же игрока одиночки такова: он, скорее всего, останется в первой, «вежливой», группе, даже если его позовёт лидер «матершинников». Потому что люди склонны не производить лишних передвижений между одинаковыми для них социальными группами, оставаясь там, где привыкли — это комфортно.

Фантазия №2. Здесь 2 наиболее распространенных варианта.

Вариант №1. Второй мини-рейд имеет схожую с первым идеологию. В таком случае второй «костяк» постепенно разобьется на отдельные группы, мини-группы и игроков-одиночек, у каждого из них будет своя судьба: кто-то уйдёт, кто-то может даже создать свою идеологию и вступить в конфликт с руководством основного «костяка» и устроить Санта-Барбару, но большинство будут просто тихо мирно играть как раньше.

Вариант №2. Второй мини-рейд имеет иную идеологию. Тогда бывший рейд-лидер второго «костяка» станет антилидером и будет ставить палки в колёса костяку «первого» состава. Его мини-рейд так же распадется на группу, мини-группы и игроков-одиночек. Группа во главе с антилидером либо устроит Санта-Барбару, либо под каким-либо предлогом через несколько месяцев один за другим пропадут вникуда. Причем, что наиболее вероятно, они вскоре «попытают счастья» в другом коллективе.

Совет: не занимайтесь слиянием социальных групп, если плохо разбираетесь в людях: от этого вашему рейду будет только хуже.

Фантазия №3. Ситуация схожа с Фантазией №2, менее масштабна, но более опасна. Очень часто «бывшие рейд-лидеры» прямо таки тяготеют навязать своё мнение другим людям и недовольны, что их никто не слушает. Они быстро становятся антилидерами и возмущенно уходят в закат. Опасность заключается в том, что при уходе в закат они могут прихватить с собой многих хороших игроков даже из «костяка» и такое стечение обстоятельств весьма вероятно, если руководство «костяка» не будет предпринимать мер по противодействию. Главный вопрос в том, зачем вообще было создавать в рамках рейда подобную борьбу?)


Немного поясню здесь.

Во-первых, у меня в статике бывших рейд-лидеров вроде более 10 человек — т.е. если человек был когда-то рлом, это не диагноз(это не точно). Речь идёт именно о рлах только что распущенных статиков, которые идут пытать счастья в других коллективах.

Во-вторых, каждый случай индивидуален — я пишу на основе наиболее часто встречавшихся мне лично случаев. Корректнее всего будет сказать, что в описанных выше случаях ситуация, скорее всего, стремится к разрешению подобным способом, но её развенчание не предопределено. Вернее, оно предопределено управленческим и руководственным опытом лидера объединения.

Итоги и пара советов.

Итак, мы коротко, тезисно подняли весьма сложную тему, на которую, по факту, пишутся целые учебники.

Как подобрать подходящее себе объединение(гильдию, группу, статик)? Посмотрите информацию об этом объединении в Интернете, пообщайтесь с руководством гильдии, сходите на тестовый забег с ними. Обычно где-то за 1-3 забега вы уже отчетливо понимаете — ваши это люди или нет.

Нормально ли, что между отдельными объединениями внутри статика иногда появляются конфликты? Да, нормально. Главное, чтобы эти конфликты не перерастали в войну с мутами, срачами, стукачеством и т.д. Если же такое происходит — официальный лидер после разбирательства должен изолировать либо всех участников конлфикта, либо зачинщиков. Иначе — они найдут новых жертв.

Кстати, частенько в коллективе есть традиция иметь «главного злодея». Коллектив выделяет некоего новичка или старичка-одиночку и начинает придумывать про него гадости — фласку не выпил, не затаунтил, бурст не прожал, на рт опоздал на 3 минуты. Потом «главному злодею» это предъявляется и его выгоняют с тухлыми помидорами в затылок. Вроде бы ничего такого, но таким образом коллектив случайным образом убирает из своего состава человек 10-30 в год, а эти «главные злодеи» могут быть очень хорошими игроками. Но нет, он же «главный злодей», давайте вышвырнем его. Избегайте навешивания на новичков стереотипов.

Можно ли что-то поменять в объединении, если обнаружилась какая-либо из описанных мною проблем? Можно, но, как вы могли заметить из выше написанного текста, для этого нужно авторитетное вмешательство официальных лиц объединения. Либо они решат проблему, либо для них проблемы нет. И устраивает ли вас такое положение дел — решайте сами.

Спасибо за внимание 🙂

Послесловие.

Замените у себя в голове «игру» на «работу/учёбу/жизнь», «Игрока» на «Человека»(Альтернатива — на «Работника»), «Мини-группу» на «Семью», «Мини-рейд» на «Маленькую организацию», а «Рейд» на «Средних размеров организацию» и т.д. Потом перечитайте статью. 🙂